Эксперты Национального агентства приняли участие в Форуме труда


forumtruda3_1 20 -22 февраля прошел VIII Санкт-Петербургский Международный форум труда. Национальное агентство развития квалификаций выступило организатором двух круглых столов, состоявшихся в завершающий день форума

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин выступил модератором круглого стола «Механизмы поддержки партнерства бизнеса и образования в системе подготовки кадров». «Тематика взаимодействия бизнеса и образования является очень актуальной. Предприятиям важно сформулировать потребность в знаниях и умениях будущих сотрудников, для чего необходимо быть вовлеченными в образовательный процесс посредством разработки образовательных программ, через участие в их реализации в формате дуального образования, в форме сетевых программ, через организацию стажировок студентов и преподавателей колледжей и вузов. Федеральные проекты «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы» призваны институализировать такого рода взаимодействие», – отметил он. Руководитель Национального агентства подчеркнул, что двумя названными проектами сфера партнерства не ограничивается.

Президент Южного федерального университета Марина Боровская рассказала о важности гармонизации отдельных государственных инициатив в сфере высшего образования, а также взаимном учете интересов и возможностей работодателей и университетов. Президент ЮФУ также сообщила о подписании Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) и Ассоциацией исследователей и организаций по содействию многостороннему международному сотрудничеству в сфере науки, инноваций и образования в Черноморском регионе. В рамках реализации меморандума планируется создать мультиотраслевой центр оценки квалификаций в Черноморском регионе.

Руководитель Агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков остановился в своем выступлении на вызовах и проблемах, стоящих перед региональным рынком труда. При замещении малочисленным поколением 1990-х уходящих на пенсию рожденных в 1960-е годы происходит сокращение численности трудовых ресурсов. Одновременно с этим наблюдается высокая инвестиционная активность бизнеса, в том числе в арктическую зону края, требующая дополнительных трудовых ресурсов. Всё это обуславливает необходимость укрепления кадрового потенциала Красноярского края, в том числе с помощью участия в проектах Базового центра подготовки кадров НАРК, отметил спикер.

Идея сокращения срока подготовки кадров с нужными для работодателей компетенциями положена в основу Пилотного проекта по применению инструментов Национальной системы квалификаций в кадровом обеспечении предприятий приоритетных отраслей, реализуемого совместно с Национальным агентством. В его рамках создана модель ускоренной подготовки кадров, сформирована сетевая краевая команда проекта, определен заказ на подготовку кадров от работодателей, синхронизированы учебный и производственный процессы. Подробнее с содержанием и ходом реализации пилотного проекта участников форума познакомили начальник отдела среднего профессионального образования Министерства образования Красноярского края Людмила Казакова и заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» Александр Берестов.

Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга Дмитрий Чернейко заявил, что время развития системы образования по инерции закончилось. Государственное распределение выпускников – не панацея, которая позволит закрепить выпускников в профессии, на которую они учились. Практикоориентированное образование позволит сделать переход от колледжа на рабочее место бесшовным. Это в итоге обеспечит высокий процент конверсии выпускника в работника профильного предприятия.

Проректор по образовательной деятельности Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова Людмила Морозова рассказала о процессе разработки образовательных стандартов университета и вовлечении работодателей в реализацию образовательных программ. «Считаю, что универсальной модели взаимодействия работодателей и образовательных организаций быть не может – все зависит от формы собственности предприятия, так как формы взаимодействия с государственными организациями и частными компаниями различаются», – резюмировала она.

На круглом столе «Механизмы поддержки партнерства бизнеса и образования в системе подготовки кадров» также выступили директор Института развития квалификаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Волков, директор Петровского колледжа Елена Васина, Директор Межотраслевого центра развития квалификаций Уральского федерального университета Валентина Федотова.

22 февраля также состоялся круглый стол «Наставничество. Перезагрузка», модератором которого выступила заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович. Обращаясь к участникам, она отметила, что работа по развитию института наставничества, начатая в 2023 году, продолжается. «Наставничество – та технология, роль которой в России особенно трудно переоценить в условиях дефицита кадров, когда нам нужны эффективные инструменты быстрого обучения, быстрой адаптации, мотивации на рабочих местах», – сказала спикер.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Татевик Карабекян рассказала о работе по укреплению профессионального статуса наставника в 2023 году, который был объявлен Президентом России Годом наставника и педагога. В неё были вовлечены и органы государственной власти, и образовательные организации, и работодатели. Год завершился заседанием Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника. По его итогам Президент подписал перечень поручений, определяющих ключевые векторы развития наставничества.

Председатель совета по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования Любовь Духанина считает, что наличие особых трудовых функций, уникальных социальных технологий делает наставничество отдельным видом трудовой деятельности. «Наставник – это совершенно особенная образовательная культура, наставничество не тождественно реализации конкретной образовательной программы», – сказала Духанина.

На круглом столе также выступили заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин, начальник отдела развития корпоративной культуры и молодёжной политики управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть» Евгений Гаврилов, директор Калужского кадетского многопрофильного техникума им. А.Т. Карпова Татьяна Драницына, руководитель направления B2G компании «Нетология» Павел Гуляев.

Трансляцию круглых столов Национального агентства смотрите по ссылке. 

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Связаться с СПК связи

    

Адрес:
119034, Москва, ул. Пречистенка, д.4 стр.2
E-mail: spksvyaz@bk.ru, info@ita.org.ru