31 мая 2019 года члены Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) приняли участие в семинаре по теме: «Наставничество на производстве – инструмент формирования компетенций», состоявшемся в Медиалофте РАНХиГС, организаторами которого выступили Федеральный институт развития образования РАНХиГС и Минпросвещение России.
На семинаре обсуждали вопросы:
- Кто такой наставник на производстве? Есть ли однозначный ответ?
- Нужна ли специальная подготовка наставнику?
- Цели, подходы и практики подготовки наставников.
- Нормативное поле для института наставничества на производстве: за и против.
Семинар открыл директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов: «Наставничество – одна из немногих сквозных тем, проходящих через весь Национальный проект «Образование». Крайне важно именно сейчас, когда федеральные проекты уже запущены и инфраструктурные решения стали уже нарабатываться, перейти к обсуждению содержательных вопросов наставничества на производстве, которое является самой привычной и понятной формой наставничества. В результате экспертных обсуждений мы найдём общее ядро всего наставничества – для того, чтобы сформировать общие методологические подходы к наставничеству в образовании».
По словам Директора департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России Инны Черноскутовой, надо отойти от стереотипа понимания наставничества по принципу «делай как я» и переходить к принципу «как надо». «Это «надо» разнообразно относительно разных сфер и видов деятельности, но есть общие закономерности, которые и должны стать основой методологии наставничества, на базе которой должны быть подготовлены методические рекомендации на федеральном уровне», – отметила спикер.
Своим опытом и наработками в сфере наставничества поделились директор по развитию бизнеса департамента дуального профессионального образования Российско-Германской внешнеторговой палаты Патрисия Робель, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, главный научный сотрудник ФИРО Александр Лейбович и руководитель проектов Департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста АСИ Евгений Колганов.
Живое обсуждение разгорелось вокруг вопроса о том, как систематизировать отдельные практики и законодательно оформить существующие подходы. Этот вопрос не сходит с повестки дня ввиду того, что для его решения требуется межведомственное взаимодействие на федеральном и региональном уровнях. Решение лежит в плоскости управленческих решений, которые должны учитывать особенности сегодняшнего дня. Невозможно использовать механизмы советского прошлого, невозможно применить подходы другой страны (например, Германии). Можно учесть лучшее, но выстраивать свой путь в современных условиях развития.
Наставничество – понятие, которое стало применяться не только к производственной сфере. Наиглавнейшие вопросы в этом отношении: каковы цели, задачи, функции деятельности наставников (не только на производстве, но в других сферах), какие в каждом случае нужны компетенции наставнику? Это и есть структурный контур методологии, являющейся одной из задач Национального проекта «Образование».