3 июля 2019 года члены Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) приняли участие в пресс-конференции, посвященной итогам реализации пилотного проекта по сопряжению независимой оценки квалификации и промежуточной или государственной итоговой аттестации студентов СПО в 2018-2019 годах. Мероприятие состоялось на площадке Пресс-центра центрального офиса Информационного агентства «Интерфакс».
Были подведены итоги второго года реализации пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов». Выпускники программ среднего профессионального образования прошли государственную итоговую аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации. Подтвердить квалификацию сумели 63% выпускников. В учебных заведениях, наиболее тесно и успешно сотрудничающих с работодателями, этот показатель близок к 100%.
В этом году в пилотном проекте участвовали колледжи из 17 регионов и 11 Советов по профессиональным квалификациям. Оценка проводилась по 32 квалификациям – массовым и наиболее востребованным на рынке труда. Были подготовлены эксперты, разработан оценочный инструментарий, определены организационные механизмы и источники финансирования процедуры. Студенты прошли независимую оценку квалификаций бесплатно.
В пресс-конференции принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, который подчеркнул, что в рамках обычных экзаменационных процедур выпускник может получить не только диплом об образовании, но и профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям профессиональных стандартов. Он отметил, что независимая оценка, дающая сигнал работодателю о качестве подготовки выпускников, в перспективе должна стать массовой.
По мнению заместителя министра труда и социальной защиты РФ Всеволода Вуколова, благодаря пилотному проекту работодатели и образовательные организации увидели, что им необходимо сближать позиции. И те, и другие заинтересованы в повышении качества подготовки кадров: различия между квалификацией, которую дает образовательная организация, и квалификацией, необходимой работодателю, должны быть сведены к минимуму.
По мнению Любови Духаниной, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, рынок дипломов в нашей стране постепенно сменяется рынком квалификаций. Она подчеркнула: «теперь важно, чтобы система образования и работодатели шли навстречу друг другу».
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Инна Черноскутова считает, что такое движение уже есть. Среднее профессиональное образование ориентировано на практику, и, благодаря пилотному проекту, профессиональные колледжи «привыкают» к новой методике оценке квалификаций, которую предлагают работодатели.
В следующем году проект «Профессиональный экзамен для студентов» будет продолжен. Национальное агентство развития квалификаций совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством труда РФ планируют поэтапно внедрять независимую оценку квалификации в системе подготовки кадров. Это позволит повысить прозрачность рынка труда: работодателям будет проще принимать решения о найме персонала, а гражданам – выбирать образовательные программы для получения востребованных квалификаций.