7 октября 2020 года состоялась III Международная научно-практическая конференция «Костинские чтения», посвященная памяти выдающегося ученого, основателя научной школы экономики труда, заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора Л.А. Костина на тему: «Обучение взрослых для профессионального и личностного развития: актуальные вопросы экономики труда». Организатором мероприятия выступила Академия труда и социальных отношений. В конференции приняли участие российские и зарубежные учёные и практики в сфере экономики труда, представители образовательных организаций, профсоюзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти Российской Федерации.
В рамках конференции обсуждались актуальные вопросы образования взрослых в контексте развития ситуации на рынке труда в современных условиях пандемии:
- востребованные навыки работников в настоящем и будущем на рынке труда;
- источники инвестиций в образование взрослых: государство, работодатели, работники;
- образование взрослых и национальная система квалификаций: направления совершенствования;
- обучение взрослых для профессионального, личностного развития и самореализации;
- развитие системы обучения безработных и людей с пониженной конкурентоспособностью;
- формирование системы обучения лиц старшего возраста;
- проблемы повышения квалификации педагогических кадров.
Открыла мероприятие Нина Кузьмина, ректор Академии труда и социальных отношений, заместитель Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России, подчеркнув особую значимость проводимой конференции: «Актуальность дискуссии обусловлена тем, что активное обновление знаний, технологическое развитие экономики привели к смене образовательных моделей с «образования на всю жизнь» на «образование через всю жизнь». В рамках новой образовательной парадигмы ключевыми задачами обучения взрослых стали повышение их конкурентоспособности на рынке труда, обеспечение экономики кадрами, повышение уровня доходов и качества трудовой жизни населения… Однако, сложились противоречия между потребностью в развитии системы образования взрослого населения, с одной стороны, и слабой связью данной системы с ситуацией на рынке труда, недоучётом специфики взрослого населения как объекта образовательного процесса, с другой стороны, и многими другими проблемами, связанными с вопросами образования взрослых». Эти вопросы и стали предметом обсуждения в рамках конференции.
Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, выступила в качестве модератора и докладчика в первой сессии «Образование взрослых и рынок труда», затронув важную тему требований рынка труда к подготовке кадров не только в России, но и в других странах. Она уточнила, что международные эксперты приводят статистические данные в мировой практике, согласно которой треть людей, которые присутствуют на рынке труда, находятся в состоянии пере- или недо- квалификации, а около четверти профессий, доступных сейчас на рынке труда, будут трансформироваться, и произойдет это в самом скором времени.
«В ситуации глобального кризиса есть особенности, которые характеризуют трудовые отношения в России. Согласно полученным Национальным агентством результатам работодатели не удовлетворены качеством профессиональной подготовки новых сотрудников, которые приходят из системы образования и от других работодателей», - отметила Юлия Смирнова и привела данные статистики Росстата, РСПП, BCG, Global Human Capital, согласно которой 91% работодателей считают, что у работников недостаточно практических навыков, 83% воспринимают уровень подготовки в вузах как средний или низкий, 37% считают дефицит квалификации главным барьером на пути к росту, а 60% компаний отмечают нехватку квалифицированных работников. Она также подчеркнула, что в России чуть более 17% трудоспособного населения повышают свою квалификацию в течение своей трудовой деятельности, а это значит, что взрослые недостаточно вовлечены в систему пере- и до- обучения при постоянно трансформирующихся технологиях.
«Текучесть персонала – самая дорогая кадровая проблема для бизнеса. Средняя текучесть кадров составляет около 20%, что в масштабах страны складывается в сумму 855 млрд. 600 млн. рублей. И это данные до пандемии», - уточнила Юлия Смирнова. Также, на примере среднего профессионального образования она пояснила, что выпускники после получения диплома уже несут в себе издержки для работодателя, так как молодым специалистам необходимо доучивание.
Решением в сложившейся ситуации может стать пилотный проект Национального агентства, реализуемый при поддержке Минтруда России, согласно которому студенты учреждений профессионального образования и ряда вузов смогут проходить независимую оценку квалификации параллельно с государственной итоговой аттестацией. Таким образом, выпускник в случае успешного прохождения испытаний сможет получить и диплом о профессиональном образовании, и свидетельство, подтверждающее его соответствие квалификационным требованиям.
«В прошлом году только 42% студентов сумели подтвердить квалификацию и получить оба документа, а в 2020 году успешно пройти оценку удалось уже 56% выпускников. На дальнейший рост процента успешно сдавших квалификационный экзамен может повлиять государство, позаботившись о предоставлении выпускникам такого уровня образования, при котором им будет обеспечено качество трудовой жизни: конкурентноспособная заработная плата, достойные условия труда, возможности для профессионального роста. Добиться таких результатов можно через разработку образовательных программ, которые приведут к получению подтверждения соответствия уровня подготовки выпускников требованиям и ожиданиям работодателей», - подчеркнула Юлия Смирнова.
«Еще до пандемии началась работа по переводу теоретической части профессионального экзамена в онлайн-формат. Сам экзамен состоит из теоретического и практического разделов, в этом году была оцифрована теоретическая часть. Для этого был создан специальный ресурс «Онлайн-экзамен», в нем уже в этом году можно будет пройти первую часть профессионального экзамена в следующих отраслях: строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе, управлении персоналом и индустрии красоты. Использование цифровых технологий позволяет повысить и финансовую, и территориальную доступность независимой оценки квалификации для работодателей и соискателей. Нам удалось снизить стоимость теоретической части экзамена в 3 раза», - сказала Юлия Смирнова. Теперь пройти онлайн-экзамен можно не только в привычных локациях: центрах оценки квалификации, центрах государственных услуг и профориентации молодёжи, но и в МФЦ (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).
Для сокращения разрыва между результатами ведущейся на сегодняшний день подготовки специалистов и требованиями работодателей Министерство науки и высшего образования РФ предложило проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 23 сентября текущего года он был рассмотрен и одобрен на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
«…Надеюсь, в ближайшее время поправки в закон будут приняты, и Президент Российской Федерации подпишет документ. Профессиональные стандарты больше не будут основой для формальных документов, а станут отправной точкой для разработки основных образовательных программ. И это также важно для организации, в стенах которой мы находимся, так как образовательные программы должны будут учитывать те требования, которые совместно сформулированы работодателями и профсоюзами в практику образовательных организаций, что актуально и для дополнительного профессионального образования», - уточнила Юлия Смирнова.
Рынок труда постоянно изменяется, что подводит к вопросу - как оперативно реагировать на его вариативность?
«…Об изменениях, которые нужны рынку труда, помогает узнать его Мониторинг: благодаря данному инструменту мы получаем оперативную и валидную информацию, которая потом переходит в профессиональные стандарты и профессиональные квалификации. Фактически происходит формирование массива данных, выявление динамики и тенденций в структуре и построение прогноза потребности работодателей в квалифицированных работниках», - отметила Юлия Смирнова.
В завершение первый заместитель генерального директора Национального агентства пригласила присутствующих принять участие в VI Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России», который пройдёт в онлайн-формате с 1 по 2 декабря 2020 года.
III Костинские чтения состоялись в сочетании форматов личного совместного присутствия и удалённого подключения, а также транслировались в прямом эфире на канале АТиСО MEDIA и на канале Федерации Независимых Профсоюзов России.
С записью мероприятия и подробными ответами на вопросы можно ознакомиться по ссылке https://youtu.be/88vgmdB8PCQ.
С помощью ресурса https://nok-nark.ru/ можно проверить свидетельство, найти площадку для экзамена или любую другую информацию о независимой оценке квалификации.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций; обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации, формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.