01 июля 2021 года председатель Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) Оситис А.П. провела рабочее совещание по теме: «Обсуждение формируемых проектов перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени». В совещании принимали участие представители СПК связи, ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», а также представители образовательных учреждений, подведомственных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
С сообщениями выступили: Оситис А.П., Мельников Ю.В., Соломонов А.В., Нечта И.В., Салмин А.А., Миронов Ю.Б., Иванов Н.Н.:
Мельников Ю.В. проинформировал об участии СПК связи в совещаниях в РАНХ и ГС, которые прошли 23.06.2021 и 25.06.2021 и выразил озабоченность совокупностью факторов и обстоятельств, способных привести к негативным последствиям для подготовки студентов по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и иным, входящим в проектируемую УГСН «23 ЭЛЕКТРОНИКА, ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И СВЯЗЬ».
В данную УГСН предполагается включить 13 направлений подготовки, в настоящее время входящих в УГСН 11, 12 и 28 и соответствующих 28 ФГОС ВО 3++ (Приложение 2) и 68 профессиональным стандартам (Приложение 3), относящимся к ведению 6-ти Советов по профессиональным квалификациям (далее – СПК).
В связи со столь широким охватом направлений подготовки проектируемая УГСН не имеет единой платформы фундаментальных знаний, позволяющих сформировать у студентов всех направлений подготовки (далее – НП) в течение первых двух лет обучения базис, необходимый для дальнейшего обучения. Попытки учесть специфику базовой общенаучной подготовки студентов всех направлений неизбежно приведет к конфликту между допустимым объемом учебной программы и необходимостью обеспечить базу для освоения дисциплин профессиональных циклов. В связи с этим было высказано предложение ФГОС 4 разрабатывать для каждого НП отдельно или для групп НП, объединенных едиными требованиями к фундаментальной общенаучной базе.
Мельников Ю.В. отметил также включение НП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в проектируемую УГСН «31 ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» и сообщил о предварительных переговорах с Советом по профессиональным квалификациям в области информационных технологий (далее - СПК ИТ), представителями ФУМО ВО по УГСН 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» и УГСН 10.00.00 «Информационная безопасность». Наиболее вероятно, данное включения является ошибочным, так как НП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» имеет общетеоретическую базу, значительно отличающуюся от баз иных НП, входящих в УГСН 31. СПК ИТ и ФУМО ВО по УГСН 09.00.00 и УГСН 10.00.00 не возражают против исключения НП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» из проектируемой УГСН 31.
Соломонов А.В. проинформировал о ранее предпринятых шагах по формированию УГСН 23.
1. ФУМО 11.00.00 также, как и СПК связи считает, что подготовка единого ФГОС на вновь формируемую группу 23 (объединяющую предыдущие 11 и 12 группы) в настоящий момент нецелесообразно, так как базовая часть по некоторым направлениям существенно отличается. Вместе с тем, в новых перечнях вполне возможно разбить 11.00.00 на три группы и 12.00.00 на две (или три) группы. К примеру, группы из 11.00.00 - Радиотехника, Связь, Электроника.
Группы из 12.00.00 – Приборостроение, Фотоника, Лазерная техника. Подготовка в них будет весьма существенно отличаться на уровне 3-4 курса, что потребует различий в требованиях к результатам обучения в рамках ФГОС.
2. Категорически нельзя 11.03.02 и 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» перенести к 09.03.04 и 09.04.04 «Программная инженерия».
2.1 Согласно критериям (подходам) отнесения групп профилей к УГСН в этих профилях изучаются разные (пункт с.) явления, феномены, проблемы и используются различные (пункт е.) инструменты и оборудования.
2.2 Все ОПК у «Программной инженерии» направлены на изучение информатики, разработку алгоритмов и программ, тестирование программных продуктов, а также на инсталляцию программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем, тогда как для «Инфокоммуникационных технологий и систем связи» важны не столько вопросы, связанные с программным обеспечением, сколько аппаратурная составляющая (условно рамках этого направления готовятся специалисты не по «софту», а по «харду»).
2.3 В справке к проекту перечня написано, что перечень сопоставлен с реестром профессиональных стандартов. Перечень ПС у «Программной инженерии» содержат следующий набор: «Программист», «Специалист по тестированию в области информационных технологий», «Системный аналитик» и «Системный программист». Перечень ПС у «Инфокоммуникационных технологий и систем связи» содержат следующий набор: «Инженер-радиоэлектронщик», «Специалист по радиосвязи и телекоммуникациям», «Инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций)», «Инженер технической поддержки в области связи (телекоммуникаций)», «Инженер связи (телекоммуникаций)» и др. Общих ПС у этих двух групп нет.
Нечта И.В. поддержал высказанные предложения и высказал беспокойство по текущей ситуации, в том числе по одной из серьезных проблем - контрольным цифрам приема и выпуска (далее КЦПиВ), поскольку возможен будет переход между направлениями, и обучающийся будет поступать куда легче поступить, а потом переводиться, например, на связь, в результате государство будет недополучать те трудовые ресурсы, которые планировались при утверждении КЦПиВ.
Салмин А.А. отметил готовность ВУЗа принять участие в работе по обозначенным на совещании вопросам и поддержал высказанные предложения.
Миронов Ю.Б. выразил сомнения по поводу разработки отдельных ФГОС на направления с учетом общей тенденции на укрупнение УГСН, также предложил рассмотреть вопрос о переходе студентов после 2 – ого курса на другие профили и направления, поддержав введение некоторых профильных дисциплин в 3 и 4 семестрах, которые дадут возможность студенту понять то, с чем ему придется столкнуться на выбранном направлении, но при этом разработать механизмы ограничения массовости переводов между направлениями, во избежание проблем с выполнением госзаказа.
По поводу новых укрупненных групп выразил не согласие с тем фактом, что направления 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (бакалавриат) и 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (магистратура) попадают в 31 группу ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, поскольку между направлением Инфокоммуникационные технологии и системы связи и остальными направлениями, заявленными в группе, есть большая разница в самих базовых дисциплинах, а также в глубине изучения общих базовых дисциплин, что само по себе ведет к невыполнимость реализации пунктов 2.3.7 и 2.3.8 комплекса предложений по развитию инженерного образования, разработанного Координационным советом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» и изложенного в книге «Инженерное образование: концепция и макет ФГОС ВО четвертого поколения»
Иванов Н.Н. обратил внимание на дополнительный аргумент в пользу создания ФГОС на НП, а не на УГСН в целом. Таким аргументом является практика установления контрольных цифр приёма (КЦП) по НП. Кроме того, в случае перехода к планированию КЦП в рамках интегрированных УГСН, будет потеряна точность планирования, что приведёт к недостатку, либо перепроизводству кадров по отдельным НП, что отрицательно скажется на реализации государственных интересов.
Участники совещания отметили, что при формировании официальной позиции СПК связи и протокола совещания необходимо будет учесть:
- исторически направление «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» является многопрофильным (10 профилей, зафиксировано в том числе в рамках ФГОС ВПО, принятых в 2009 году), что, по сути, дает возможность реализации положения «Системы 2+» внутри одного НП;
- попытки подвести под все направления УГСН 23 единую фундаментальную общенаучную базу приведут к необходимости обучения по непрофильным (для отдельных НП) дисциплинам. Например: от телекома в курс высшей математики должна быть включена непрофильная для других теория массового обслуживания, от нанотехнологий – физическая химия, от перспективного профиля «квантовые коммуникации» - квантовая физика и криптография;
- оставление НП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в проектируемой УГСН «31 ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» противоречит п. 2.3.8. комплекса предложений по развитию инженерного образования, разработанного Координационным советом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» и изложенного в книге «Инженерное образование: концепция и макет ФГОС ВО четвертого поколения».
Письмо № 29 от 05.07.2021 О проведении совещания по проекту Перечня ВО РАНХиГС