4 апреля 2019 года состоялось Совместное заседание Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) и президиума Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи». Заседание вели: председатель СПК связи, президент Международной академии связи Анастасия Оситис и Александр Соломонов, председатель ФУМО, декан факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)», д.ф.-м.н., профессор.
Повестка дня включала следующие вопросы:
1. Утверждение состава Апелляционной комиссии СПК связи.
2. Внесение изменений в персональный состав СПК связи.
3. Утверждение проекта функциональной карты Комитета Телеком Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) с учетом замечаний и предложений, направленных на электронную почту spksvyazy@bk.ru.
4. Обсуждение работы, связанной с сопряжением итоговой аттестации выпускников образовательных организаций с внешними процедурами оценки квалификаций.
5. Обсуждение предварительных результатов деятельности рабочей группы по актуализации перечня профессий и специальностей СПО по УГС 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» и другие вопросы.
На заседании рассмотрели пути гармонизации профессиональных и образовательных стандартов обсудили представители органов власти, работодателей и вузов на совместном заседании Федерального УМО «Электроника, радиотехника и системы связи» и СПК связи в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Представители всех стейкхолдеров национальной системы квалификаций в России собрались 4 апреля в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», чтобы обсудить актуальные проблемы взаимодействия для решения задач дальнейшего развития национальной системы квалификаций. Участники заседания рассмотрели современные инструменты управления качеством подготовки кадров, механизмы гармонизации сферы образования и сферы труда России, новые тренды независимой оценки квалификации, а также формирование компетенций инженерного корпуса для цифровой экономики. На повестку дня также были вынесены вопросы подготовки кадров в отрасли телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники в условиях перехода на профессиональные стандарты.
Создание национальной системы классификаций в России обусловлено объективной необходимостью, а именно, серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы. В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на компетенциях (требованиях рынка труда), опираясь при этом на устаревшие классификаторы направлений подготовки.
О современных инструментах управления качеством подготовки кадров рассказала заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификации» Алла Аркадьевна Факторович. В своем докладе онаобозначила основную причину необходимости обновления и модернизации национальной системы квалификаций.
«В последние годы работодатели испытывают тотальную неудовлетворенность качеством подготовки кадров в системе профессионального образования. Есть определенный дисбаланс между структурой подготовки кадров и структурой рынка труда. Поэтому, к сожалению, наши выпускники не находят рабочие места, а работодатели при этом продолжают испытывать кадровый голод». – Заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификации» Алла Факторович
Докладчик отметила, что во многих образовательных организациях студентам дают теоретические знания, которых на современном рынке труда уже недостаточно. Поэтому необходим конструктивный диалог между образованием и сферой труда, а также принятие совместных системных решений. Чтобы наладить этот диалог, был принят Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», в 2018 году внесены изменения в трудовой и налоговый кодексы, а также в Закон об образовании. Появились новые нормативно-правовые акты, которые легитимизировали профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации, а также узаконили использование этих инструментов, в том числе и в системе образования. В настоящее время действует Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, задача которого – разработка стратегических решений в этой области. Работают 34 отраслевых совета, их главная цель – выражение консолидированной позиции профессионального сообщества. Разработана дорожная карта по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года – все мероприятия, которые в нее вошли, направлены на решение главной задачи – укрепление связей между системой образования и рынком труда.
Новой профессии «цифровой куратор» и ее перспективам был посвящен доклад советника председателя Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» Валерия Кошкина. Целью проекта является не только помощь людям в расширении кругозора, но и предоставление им возможности коммерциализировать приобретенные знания.
«Перед разработкой стандарта мы совместно с ВЦИОМ провели опрос. Его результаты показали, что существует серьезный разрыв по уровню цифровой грамотности между разными категориями граждан. По данным исследования, среди населения России старше 60 лет (это более 30 млн. человек) 60% испытывают трудности в освоении интернет-пространства. Поэтому это поколение – одна из целевых аудиторий новой профессии наряду с молодыми людьми, учащимися выпускных классов школ», – рассказал Валерий Кошкин.
Докладчик отметил, что программы повышения цифровой грамотности направлены на формирование практических навыков действий в цифровой среде. В рамках проекта «Цифровой куратор» они конструируются из модулей, помогающих освоить приёмы эффективного и безопасного решения определенного типа практических задач на конкретных примерах в реальных условиях. Модули систематизируются по тематическим направлениям. В зависимости от исходного уровня цифровой грамотности и желаемых результатов определяются темы и выбираются модули.
Целевая установка проекта «Цифровой куратор» – обеспечение шаговой доступности за счет развития сети центров цифровой грамотности на базе библиотек, вузов, колледжей, школ, почтовых отделений, центров социального обслуживания населения, просветительских общественных организаций. В 2018 году в 12 регионах была проведена апробация программы «Цифровая среда». Планируется, что в ближайшие пять лет будет создана сеть центров цифровой грамотности во всех 85 субъектах Российской Федерации, а к 2024 году появится 10 тысяч профессиональных цифровых кураторов.
«Учитывая, что интернет-технологии сегодня динамично врываются во все сферы деятельности жизни человека, навыки в условиях цифровой экономики будут приобретать все большую ценность. Поэтому цифровой куратор – востребованная и перспективная профессия». – Советник председателя Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» Валерий Кошкин
Становлению и развитию радиотехнического образования в России был посвящен доклад президента СПбГЭТУ «ЛЭТИ», сопредседателя Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Владимира Кутузова. Он рассказал участникам совместного заседания о деятельности изобретателя радио, профессора и первого выборного ректора ЭТИ Александра Степановича Попова и о вкладе его учеников в развитие радиотехники.
Об основных задачах, стоящих перед профессиональным образованием в преддверии начала подготовки специалистов на базе стандартов нового поколения ФГОС 3++ доложилруководитель Комитета по профессиональному образованию СПК связи, руководитель секции «Образование» научно-технического совета Федерального агентства связи, ректор МТУСИ Сергей Ерохин. Он подчеркнул необходимость совершенствования нормативно-правовых и организационных механизмов национальной системы квалификаций и развитии механизмов рынка труда в части управления квалификациями работников и лиц, претендующих на осуществление определенного вида профессиональной деятельности. Сергей Дмитриевич отметил, что необходимо укреплять связи рынка труда и системы подготовки кадров, развивать инфраструктуру национальной системы квалификаций. В настоящее время в рамках СПК связи прорабатывается вопрос о проведении пилотного проекта сопряжения процедуры государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций на базе Колледжа связи №54 по профессиональному стандарту «Кабельщик- спайщик» и пилотного проекта на базе Колледжа Телекоммуникаций МТУСИ по профессиональному стандарту «Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования» либо по «Специалист по обслуживанию телекоммуникаций».
Об основных направлениях деятельности СПК в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники рассказала председатель СПК связи, президент Международной академии связи (МАС) Анастасия Оситис. В начале своего выступления она поблагодарила руководство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» за теплый прием и прекрасную организацию совместного заседания президиума Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» и СПК связи.
«Побывав в ЛЭТИ, посетив его аудитории, пообщавшись с преподавателями и студентами, мы увидели, что здесь ценят прошлое, сохраняют преемственность поколений. В ЛЭТИ занимаются образованием, а не просто «предоставляют услуги», как у нас прописано в Законе об образовании». – Председатель Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи), президент Международной академии связи (МАС) Анастасия Оситис
Докладчик отметила, что на сегодняшний день наибольшее количество центров оценки квалификации создано СПК в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, в области сварки, финансового рынка, офисных специалистов вспомогательных административных работников. По количеству экзаменационных центров лидируют Москва и Санкт-Петербург, а также Московская, Свердловская области и Республика Башкортостан.
Председатель Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», декан факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Соломонов доложило деятельности Федерального УМО в 2018 году.
В ходе совместного заседания также были заслушаны доклады: заместителя председателя СПК связи, директора направления ПАО «Ростелеком» Юрия Мельника «О связи образовательных стандартов и профессиональных стандартов в отрасли телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники»; заместителя председателя СПК ЧС, руководителя Межрегионального общественного учреждения по независимой оценке, аккредитации и сертификации качества в сфере образования «Аккредагентство» Марины Борисовой; секретаря рабочей группы по цифровой экономике НСПК, проректора по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана Сергея Коршунова «О формировании компетенций инженерного корпуса для цифровой экономики»;ученого секретаря рабочей группы Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Павла Романова «О механизмах гармонизации сферы образования и сферы труда России»; заместителя председателя Федерального УМО Артема Грязнова «Об итогах работы по созданию примерных основных образовательных программ ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи».
Участники заседания сошлись во мнении, что Национальная система квалификаций необходима для формирования в стране «рынка квалификаций», на котором ценность работника будет определяться не только уровнем образования, но и его реальной прикладной квалификацией, а также будет способствовать сближению требований к работникам, предъявляемых работодателями, и содержания программ профессионального образования, подготовке большего количества высококвалифицированных специалистов в области связи (телекоммуникаций, почтовой связи и радиоэлектроники), обладающих знаниями, которые окажут позитивное воздействие на техническое, экономическое и социальное развитие Российской Федерации. Участие представителей ФУМО ВО по УГС 11.00.00 в деятельности СПК связи представляет реальную ценность и позволит достичь целей устойчивого развития, обогатить жизнь российских граждан.