29 мая 2020 года члены Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) приняли участие в методическом семинаре по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров, проводимом Национальным агентством развития квалификаций (Национальное агентство) в рамках 2 части Московского международного салона образования (ММСО 2020).
Мероприятие открыла модератор Ольга Клинк - руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Она обозначила, что все поступившие вопросы разделены на два блока. Первый блок связан с разработкой и применением профессиональных стандартов в сфере труда, а также развитием независимой оценки квалификаций и регионального сегмента Национальной системы квалификаций. Второй блок - это вопросы применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций в системе подготовки кадров, мотивации работодателей к взаимодействию с вузами и колледжами. Кроме того, много вопросов связано с мониторингом рынка труда и изменениями, которые происходят на рынке труда сегодня.
Юлия Смирнова первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций уточнила, что цель мониторинга – формирование комплексного представления о жизненном цикле профессиональных квалификаций, изучение взаимосвязи изменений технологических процессов и требований к кадрам, своевременное определение запроса к системе образования в связи с этими изменениями, а также изучение потребности работодателей в квалификации и профессиональном образовании работников, особенно в условиях пандемии и трансформации рынка труда. Она подчеркнула, что Агентство отвечает за качество профессиональных квалификаций, которые в России присваиваются по итогам проведения профессиональных экзаменов. «Мы должны оценивать содержание этих квалификаций – то, каким образом люди их достигают, как работодатели преодолевают кадровый дефицит. Кроме того, мы хотим понять, какие квалификации наиболее важны для решения задач, поставленных перед страной Президентом России, и какие квалификации должны обеспечивать траектории подготовки специалистов», - отметила Юлия Смирнова.
И ещё один приятный бонус для работодателя, есть письмо Минфина РФ, в котором говорится, что если работодатель провел независимую оценку соискателей, и потом взял человека на работу, то в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса он может отнести эти расходы на затраты.
А что же даёт независимая оценка квалификации самому работнику? Юлия Смирнова подчеркнула, что независимая оценка квалификации позволяет работнику документально подтвердить перед работодателем уровень своей квалификации, а именно: соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта; достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности. Также результаты независимой оценки будут полезны работнику - при риске увольнения в связи с сокращением численности или реорганизацией, при рассмотрении вопроса о должностном росте (повышении оплаты труда).
Во втором блоке семинара выступила Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства. Она рассказала о применении профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в системе подготовки кадров. «Профессиональные стандарты вошли в жизнь и практику образовательных организаций 6 лет назад, определенный опыт их использования накоплен, поэтому закономерно, что доля вопросов, связанных с профессиональными стандартами, снижается, а вот вопросов о независимой оценке квалификаций становится больше», - отметила Алла Факторович.
В то же время по-прежнему интерес вызывает проблема обязательности применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ разных видов. Ответ дан в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - отметила Алла Факторович, сославшись на статьи закона. Все образовательные программы, ведущие к получению квалификации, разрабатываются на основе профессиональных стандартов, в которых зафиксированы консолидированные требования работодателей к тому, какие знания и умения необходимы для компетентного выполнения профессиональной деятельности. Как же в идеале должна работать вся система, начиная с профессиональных стандартов и заканчивая профессиональным экзаменом? Как и любая система, она должна работать слаженно и эффективно. Должна быть удобной, понятной, полезной для всех заинтересованных сторон. Специальности и профессии, по которым ведется обучение в колледжах и вузах, сопряжены с квалификациями, востребованными рынком труда. «Образовательные стандарты и образовательные программы разрабатываются на основании профессиональных стандартов. По завершении обучения выпускники получают документ об образовании и свидетельство о квалификации. Развивается инфраструктура и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных неформальным путем. И работники, и работодатели понимают и используют преимущества подтвержденной квалификации», - уточнила Алла Факторович.