8 декабря 2020 года Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство), стала спикером на конференции по вопросам внедрения механизма кластерного взаимодействия в системе среднего профессионального образования (СПО) в субъектах Российской Федерации. Организатор мероприятия – ФГАОУ ДПО «ГИНФО». Целью конференции было распространение и популяризация результатов работ по внедрению проектов развития профессиональных образовательных организаций, в том числе обеспечивающих реализацию моделей кластерного взаимодействия в регионах России. В мероприятии приняли участие представители работодателей, колледжей и вузов.
В рамках конференции было рассмотрено несколько задач:
- трансляция актуального проектного опыта российских колледжей по повышению качества управления образовательными организациями;
- продвижение лучших моделей кластерного взаимодействия в системе среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации;
- обеспечение диалога между образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, и работодателями.
В своём выступлении Алла Факторович затронула актуальную тему взаимодействия между рынком труда и образовательными организациями, отметив, что, согласно последним исследованиям, наблюдается рост дисбаланса спроса и предложения квалификаций. Работодатели включают в тройку ключевых барьеров, которые сдерживают инновационное развитие и предпринимательские инициативы, дефицит квалифицированных кадров. Происходит это на фоне того, что система профессионального и высшего образования по-прежнему в достаточных количествах подготавливает и выпускает молодых специалистов.
В 2018 году Национальным агентством был проведён уникальный мониторинг проблем трудоустройства выпускников. Он показал, что 50 % молодых специалистов испытывают трудности в поиске работы, так как их квалификация не совпадает с теми, которые необходимы рынку труда.
За последние годы, благодаря изменениям в Национальной системе квалификаций (НСК), сложились механизмы, позволяющие снять недопонимание между работодателями и системой образования. Появление советов по профессиональным квалификациям (СПК), наделенных полномочиями по развитию квалификаций в определенных секторах экономики, упрощает задачу формирования заказа для сферы образования. На данный момент работают 39 СПК, которые выражают консолидированную позицию профессионального сообщества, устанавливают требования к содержанию и результатам подготовки кадров через профессиональные стандарты, описания квалификаций и их независимую оценку.
Реализация проекта «Профессиональный экзамен для студентов» началась силами Национального агентства в 2018 году. Профессиональный экзамен стал механизмом между работодателями и системой образования. Проект охватил 27 субъектов Российской Федерации и 16 отраслей, адаптировал модель сопряжения процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. Студенты, сдавшие такой экзамен, получают два документа: диплом об образовании и свидетельство о квалификации, которое даёт право попасть в Национальный реестр квалифицированных специалистов, и, как результат, такие выпускники имеют преимущество при трудоустройстве. Экзамен по оценке квалификаций проходит в центрах оценки квалификаций или в экзаменационных центрах, созданных на базе колледжей, вузов, учебных центров. В качестве экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификаций – представители работодателей.
Кроме того, Алла Факторович рассказала о взаимном признании квалификаций между Россией и Германией. «… По трём группам квалификаций: в 2018 году «Парикмахер», в 2019 «Автомехатроник», в 2020 «Техник-механик в сельском хозяйстве», были проведены модельные профессиональные экзамены, которые позволили немецким выпускникам получить российские документы, а российским – немецкие, но важен здесь методический прецедент, который обогатил обе стороны», - заключила Алла Факторович.
По мнению спикера, реализация совместных проектов помогает педагогическому сообществу и работодателям выстраивать системное взаимодействие, консолидированно решать вопросы повышения качества подготовки кадров.
Участниками и докладчиками конференции стали представители Министерства просвещения Российской Федерации, участвующие в реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования, опережающей подготовки кадров и профессионального обучения. Также участие приняли представители предприятий и/или организаций, являющихся работодателями для выпускников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку по профессиям и специальностям из списка ТОП-50; эксперты ФГАОУ ДПО «ГИНФО».