27 мая 2020 года члены Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи) приняли участие в заседании Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Государственной Думы по образованию и науке.
Заседание открыл председатель Экспертного совета, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.
Лидия Антонова поприветствовала всех участников заседания и поздравила с окончанием учебного года.
По первому вопросу – «О нормативных правовых условиях внедрения Перечней СПО и Перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение: возможные последствия и рекомендации» выступил Александр Лейбович. Он отметил, что в настоящий момент сложилась такая ситуация, в которой целый ряд регулирующих документов сферы образования отстают от развития новой системы квалификаций. В связи с этим Министерством просвещения Российской Федерации был инициирован проект по актуализации перечней. Спикер рассказал о проведённой Национальным агентством работе, о предложениях по изменению перечней. Одной из наиболее важных особенностей обновленных перечней является то, что они напрямую увязывают профессии и специальности сферы образования с теми профессиональными стандартами и квалификациями, которые разрабатывают работодатели. Это вполне естественно, так как конечной целью является выпуск специалистов, востребованных современной экономикой.
Александр Наумович также подчеркнул, что, если не изменить сложившийся подход к регулированию Перечней профессий и специальностей, они всегда будут устаревшими. Было предложено отказаться от бумажного формата документов, перейдя к информационной системе Перечней, взаимоувязанной с ресурсами Национальной системы квалификаций.
Директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования ФГОУ ВО РАНХиГС, заместитель председателя Экспертного совета Владимир Блинов представил результаты опроса, проведённого Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации (ФИРО РАНХиГС) по теме: «Организационно-методические подходы к определению приоритетов и разработке сценариев развития профессионального образования и обучения в Российской Федерации на период до 2035 года».
Владимир Блинов обозначил круг проблем правоприменительной практики, которые были выявлены в рамках проведённого опроса. Также было отмечено, что нельзя игнорировать проблему интерпретации федеральных документов на региональном уровне. Фактически, опорос показал, что те рекомендации, приказы, распоряжения и законодательные акты, которые приходят с федерального уровня, очень часто автоматически транслируются на образовательные организации, при этом не учитывается региональная специфика, и это снижает эффективность управленческих процессов на местах. На лицо массовое недопонимание директорами, чего от них хотят в том или ином случае. Необходимо выстраивать вертикаль, способную транслировать федеральные решения на региональный уровень с учётом специфики субъекта Российской Федерации.
По третьему вопросу выступил Артемий Рожков, исполняющий обязанности генерального директора ФГБУ «Интеробразование».
Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, проанализировала перспективы нормативного закрепления проведения процедуры промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с использованием независимой оценки квалификации. Были озвучены основные подходы к изменению 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Отмечено, что вносимые поправки в 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» потребуют также глубокой проработки других нормативно-правовых актов для их синхронизации.